Монастырь Святой Преподобномученицы Параскевы Римской на о.Корфу

Воскресенье, 24.09.2017

Вы вошли как Гость |Русский |Româna|

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

 

 

 

 

 

На склоне холма над селом Кинопиастес у местечка Плагиес находится скит Святой Параскевы -  место паломничества не только  местных жителей, но и  гостей издалека.

        Неизвестно, когда были возведены первые постройки монастыря , которому на протяжении последних пяти веков  пришлось трижды заново отстраиваться. Первое историческое свидетельство о существовании монастыря относится к концу XVI в. О нём  упоминается  в перечислении благ в Кекилие Капело полицейским чиновником соседнего села  Псарареон. Из этих сведений следует, что уже в 1571 году собор Святой Параскевы существовал и даже функционировал как монастырь. Несколькими годами позже, в 1590 г., указывается, что juspatronatus – ктитором (от греч. κτήτωρ — собственник, основатель, создатель) была супруга Бенето Дамонте, наследница Капелеты и вдова Фиделя, которая назначает священником собора  Иоанна Калули.

В середине следующего XVII (1657 г.) монастырь, по видимому, принадлежит братству, которое, вероятнее всего, состояло из членов  семейства - ФиделЯ и ДжамариИ Лумбардос. Спустя несколько лет  (1666 г.) вводится книга по описанию имущественных принадлежностей храма. В ней упоминается священник Михаил Монастириотис не только как «домохозяин ... настоятель ...раба божьего ...», но и как  ктитор  церкви « именуемая Святая Параскева, на холме возлегающей  в расположении села Кинопиастес.».

Двадцать лет спустя, в 1686 году,когда отца и сына , Фиделя и Джамария Ломбардо,  уже не было  в живых, ктиторское право переходит сыну  и внуку  - Иоанну, который убеждается , что церковь «в настоящее время находится на стадии распада и существует опасность её полного разрушения до фундамента». И, дабы «снять эту тяжесть и избежать душевного преступления» ,Иоанн передаёт священнику Афанасию Монастириотису ктиторское право на церковь и на всё её имущество. Священник принимает на себя обязательство «в настоящее время перестроить её [церковь] сверху, начиная с крыши, дабы она полностью не обрушилась». На следующий год о  плачевном состоянии монастыря становится известно общественности, и храм  закрывается.

 

 По-видимому, храм был всё-таки отремонтирован и действовал на протяжении следующих лет, так как во время переписи церквей, которая состоялась в местности Меси в 1717-1738 гг., отмечались только имена его ктиторов, но не состояние самого храма.

 

В середине XVIII в. период  великого протоиерея Спиридона Вулгариса (1753 г.)  совершается опись немногой утвари храма : три подсвечника и одна бронзовая ладанка, а  также говорится о том , что  « башни и крыша в плачевном состоянии и готовы  обвалиться ...» . Отца Монастириотиса, по-видимому, уже нет в живых, и удручающее  состояние храма, скорей всего, вынуждает наследников в 1761 г. передать церковь  священнику Георгиосу Каридису из посёлка Псорареон. Однако, не имея возможности профинансировать ремонтные работы, он передаёт в 1783 г.свои права  господину Стаматело Сурбино , « дабы пригласить сюда братство из местности над селом Кинопиастес, тех которые сами пожелают...». Церковь уже « разрушена до фундамента и не имеет сил...». Отец Георгий ,следуя примеру  предшественников – ктиторов , оставляет за собой  «признание ктиторского права» .  Спустя полвека , в 1818 году, наследники отца Георгиса Каридиса передают Георгаки Сурбино, « ему и его братству, настоящему Правителю храма Святой Девы Милосердной, находящемуся в центре села Кинопиастес...», признание своего ктиторского права, унаследованного ими от храма Святой Параскевы.

 

Так впервые храм становится  собственностью братства, которое связано с церковью Богородицы и жителями села Кинопиастес. Однако проблемы храма остаются , и  в 1832 г. братство просит у губернатора Корифона разрешения на строительные работы собственными средствами в храме « ... который находится в плохом состоянии...».

Действительно, в августе 1832 г.  братству выдаётся соответствующее разрешение, а  в марте 1833 г. начинаются строительные работы. Были построены стены и уже готовилась  к завершению часть крыши,но так как братству не хватило денег,которые они тратили на реконструкцию здания, но « церковь вынуждена была остаться незавершённой, в состоянии котором она до сих пор и находится ....». Из-за  финансовых затруднений  храм был передан в распоряжение монаха Христофора Мазаракиса из села Кинопиастес. Документ об этой передаче не был  найден ,но по записям  новой переписи однако  из   от 1852 г. становилось очевидным, что ктиторские права им были уже получены.
 

В заявлении, которое подал Мазаракис в управление для  созданию монастыря, отмечается что место, на котором находится храм «  не было соответствующим и достаточно обширным для строительства желанного монастыря, поэтому я решил купить участок недалеко от упомянутого храма... где и началось строительство в году 1833 , а закончилось оно в году 1835, и после инаугурации храм стал действовать , на расходы этой богочестивой женщины , пожелавшей создания монастыря...». Её  была уроженка села Кинопиастес  Анна Пердикомати, вдова Иоана Матракаса, которая жила в городе и упоминается как «Abbadessa» (игуменья).

В  1852 г. монах Христофор мазаракис специальным актом передал церковь Анне Пердикомани ,своим племянницам - Екатерине и аннете , а также дочери Михаила Барудзиса Николете .  Они же берут на себя обязанность  опекать  храм,оплачивать  ежегодный  взнос в  двеннадцать венецианских талеров по акту о передаче собственности . В том же году Мазаракис подал заявление в управление острова для получения разрешения на функционирование скита.

Монах Мазаракис, по видимому, был весьма активным человеком, так как в 1849 году он отправился в путешествие на остров Кефалония для  сбора средств, имея при себе   мощи разных святых , которые возможно сам и собирал. В 1862 году он договаривается с монахом Гавриилом Мильонисом и иеродиаконом Антимом Медзунисом (выходцами  из Эпира) объединить  в общую собственность земельные участки в районе села Кинопиастес  и часовню Святого Спиридона в Кинопиастес, которая была передана ктиторами  трём священикам. Они договорились, что всё имущество перейдёт последнему из них, кто останется в живых и, если община села Кинопиастес захочет унаследовать их обязанности по сохранению часовни Святого Спиридона, тогда и всё имущество перейдет к ним.А  если община не захочет стать их наследником, тогда они получат только часовню, но не и имущество. Точно неизвестно , что стало с имуществом монахов  и как действовали одновременно оба братства   монахов и монахинь. Однако, в 1877 г. монах Гавриил Мильонис передал всё имущество, оказавшееся в его руках, оставшимся монахиням Агафи Папири и Нимфадоре Барудзи.
                  На протяжении веков у служителей  храма Святой Параскевы были  постоянные проблемы с состоянием  строений. Из описаний  различных инвентаризациймы знаем, что церковная утварь была очень небогатой : четыре свечи и кадило( всё из бронзы) , одна серебряная корона на иконе Святой Параскевы и необходимые книги для богослужения.
      Благоустройство храма начинается лишь с середины XIX в. Монахиня Николета Барудзи, принявщая  в постриге имя Нимфодоры ,стала тем началом, благодаря которому продолжила своё существование женская монашеская обитель.Как упоминается в её завещании 1895 г., она была «  изначально игуменьей этого монастыря...»

 

 


В монастыре, кроме иконы Святой Параскевы, которую изобразил, по всей видимости Русский иконописец, хранятся святые мощи : правая рука Святой  Параскевы ,а также часть мощей Преподобного Иосифа Освящённого, подаренная  с острова Закинф  монаху Христофору Мазаракису.
 
Более поздние годы
 
В первой половине 20 века, в монастыре упоминаются кроме Нимфодоры, монахини Макрина, Макария и Евпраксия. В 1960 году игуменией монастыря становится монахиня Нимфодора Сурвину. Год до этого, в монахини постригается Евпраксия Сурвино. В 1967 году следует Параскева Сурвину и в 1970 году, Нектария - сестра игуменьи, все родом из села Кинопиастес.
 
В 2003 году в монастырь приходит самая юная монахиня, Макрина Триандафилу.

Монастырь был отремонтирован от фундамента, тогда как в 1984 году было построено его новое крыло с многими функциональными и подсобными помещениями. В новом здании, над архондариком, сегодня действует мастерская иконописи монахини Макрины.

 
Поиск
Вход
Логин:
Пароль:
Календарь 2014
Мы ВКонтаке
Рейтинг Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0